Экскурсия к 76 Победы - СШ 209 г.Минска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Экскурсия к 76 Победы

29.04.2021 - Мы помним! Мы гордимся!

Текст выступления виртуального экскурсовода

Слайд 1. Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем школьном Народном краеведческом музее  «Пад стрэхамi продкаў», где мы  расскажем вам об истории создания нашего музея, его традициях и наградах.

Слайд 2. Руководителем музея является учитель истории, «Отличник образования» - Яков Аркадьевич Баскин.

Слайд 3. Краеведческие музеи такого типа созерцательны, они интересны, в них особая энергетика – ведь экспонаты этого музея хранят тепло человеческих рук и несут в себе историческое время.

Все, что собрано в музее, что сделано: витрины, стеллажи, художественное оформление – есть результат деятельности учеников, учителей, администрации школы и родителей.

Слайд 4. Сегодня экспонаты нашего музея отражают основные исторические события нашего края, начиная с первобытного общества, славянского феодализма, культуры и быта крестьянства и, завершая, материалами нашего времени.

Слайд 5. Началу открытия музея послужили археологические раскопки под руководством опытных специалистов института истории Академии наук, в которых участвовали наши ученики. Во время этих походов изучались памятники прошлого нашего края, собирался археологический и этнографический материал.

Так, летом 1995 г. школьники посетили городище в пойме правого берега реки Сож возле деревни Старое Село Гомельской области.

Слайд 6. Это городище имеет большое значение для науки, а поэтому объявлено археологическим памятником республиканского значения.

Слайд 7-8. Местные жители  называют это поселение «Замковым».

Слайд 9. Здесь ребята нашли осколки красиво орнаментованной  гончарной посуды.

Слайд 10. Рубила.

Слайд 11. Тесла.

Слайд 12. Ножевидные пластины,

Слайд 13. Наконечники стрел. Археологические экспонаты, найденные во время походов, были систематизированы по разделам. Так и были сделаны первые шаги в создании школьного историко-краеведческого  музея.

Слайд 14-15. И  в 1999 году был подписан приказ об открытии  на базе кабинета истории музея «Пад стрэхамi продкаў».

Слайд 16. Поиск материалов для музея иной раз начинается неожиданно – с просьбы, письма, статьи в газете. Один из таких поисков, может быть самым тяжёлым, но и самым захватывающим, начался с заметки в газете «Советская Беларусь», куда жительница Москвы Валентина Васильевна Харичкина обратилась с просьбой помочь найти место захоронения брата – старшего сержанта Виктора Авечкина, который, согласно похоронке, погиб в 1943 году  в боях за деревню Калиновка Ветковского района Гомельской области.  Местный райвоенкомат дал ответ женщине, что в списках погибших за Ветковский район такого сержанта не значится. С энтузиазмом за этот поиск взялись дети – ученики Я.А.Баскина. После долгих расследований, многочисленных поездок, огромного числа опрошенных старожилов им удалось установить, что деревня Калиновка находится совсем в другом районе – не в Ветковском, а в Гомельском, где и погиб старший сержант В.Авечкин и был перепохоронен в деревне Теляши.

О результатах поиска дети сообщили сестре погибшего воина, встретились с ней, помогли навестить могилу брата. Валентина Васильевна передала в школьный музей его фотографию и фронтовые письма. Так появился новый материал для школьного музея.

Слайд 17-19. Пути пополнения музея очень разнообразны. Иногда люди сами приходят к нам в школу и приносят интересный материал. Так, жена Гончарова Афиногена Степановича, скончавшегося в сентябрe 1944 года от тяжёлых ран, подарила нам переданные ей наградные удостоверения и вырезанное из газеты стихотворение «Жди меня», которое её муж хранил в военном билете.

Слайд 20. И сейчас невозможно без волнения смотреть на этот клочок газеты, который побывал во множестве боёв, нельзя без слёз спокойно читать эти строки, которые не смог воин сказать своей жене сам:

В краткой передышке после боя,

При мерцании бледного огня,

Я хочу поговорить с тобою,

Написать: «Родная, жди меня!

Ждать тебе останется недолго.

Мы идём в последний, жаркий бой.

Будет время – городок на Волге

Вновь увидит вместе нас с тобой.

 И за час грядущий нашей встречи,

За строну родную, за любовь

Бью врага, кромсаю и калечу

Проливаю я на поле боя кровь».

Слайд 21. На сегодняшний день музей нашей школы, получивший в 2011 году звание «Народный», насчитывает больше 850 экспонатов основного фонда, из них практически все являются артефактами. В настоящее время музей насчитывает 10  экспозиций.   Настоящие письменные и вещественные источники прошлого – это самая большая ценность музея, которым руководит Совет музея, состоящий из учеников, родителей, учителей, администрации школы.

Слайд 22-23. Основной, специфической формой работы музея являются проводимые обзорные, тематические экскурсии по различным темам.

Краеведческий материал непосредственно вплетается в канву уроков истории, географии, обществоведения.

Возможности музея по проведению уроков разнообразны.

Слайд 24. Это и проведение уроков непосредственно в музее (путём экскурсий).

Слайд 25. Введение краеведческого материала в урок через короткие сообщения школьников.

Слайд 26. Приглашение на уроки свидетелей исторических событий.

Слайд 27-31. Приоритетной задачей школьного музея считается создание условий для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся нашей школы, пропаганда героических подвигов белорусского народа в Великой Отечественной войне, поэтому учащиеся нашей школы принимают активное участие в акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся!», чему свидетельствует постоянно обновляющаяся экспозиция музея.   

Слайд 32-33. Члены Совета музея  встречаются с ветеранами войны, прикрепленными к микрорайону школы, оказывают им посильную помощь. Воспоминания ветеранов легли в основу исторических работ, которые были представлены в рамках республиканского конкурса ученической молодежи «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся!», главной целью которых является сохранение памяти о войне, чтобы никто не смог в будущем ее переписать.

Слайд 34. Наш музей тесно связан с деятельностью детских и молодежных организаций. Традиционным стало проведение торжественных церемоний: здесь принимают учеников  в ряды пионеров.

Слайд 35. БРСМ, устраивают праздничные линейки.

Слайд 36. На базе нашего музея проходят дни информирования, где обсуждаются проблемы современности, вопросы внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Слайд 37. Проводятся встречи с известными людьми.

Слайд 38. Приём гостей, в том числе из-за рубежа: в музее встречали гостей из Германии, Японии.

Слайд 39. Совет музея  организовывает не только традиционные обзорные лекции, но и проводит творческие экскурсии.

Слайд 40. Конкурсы чтецов, патриотической и военной песни.

Слайд 41.Наш музей тесно сотрудничает с учреждениями культуры  не только района и города, но и республики. Ежемесячно составляется график посещения учащимися школы  государственных музеев, музеев других школ, а также музеев Республики Беларусь при выездных экскурсиях. Кроме того, другие учреждения на базе нашей школы проводят виртуальные экскурсии с интерактивными элементами, а также музейно-педагогические занятия.

Слайд 42. В Московском районе города Минска создано методическое объединение руководителей школьных музеев, чья работа часто проводится  у нас. Во время этих встреч обсуждаются цели и задачи работы музеев, составляются перспективные планы. В практику входят и межрайонные мероприятия. Так в  2012 году на базе нашего музея проходил Республиканский семинар  для руководителей школьных музеев.

На базе нашей школы проводятся мероприятия не только  районного масштаба, но и городского, где руководители музеев обмениваются опытом по организации своей  работы.

Слайд 43-49. Применение материалов музея отображается в работах учащихся для участия в различных патриотических акциях «Великой Победе – 70», «По следам операции «Багратион», «Вспомним их поимённо».

Слайд 50. Собранный материал музея получает высокую оценку в городе и республике.

Так, нашими достижениями  в 2010-2015 годах были:

1.Дипломом Союза писателей Беларуси за активное участие в международном конкурсе работ на военно-патриотическую тему в патриотических акциях «Великой Победе – 65»  в рамках акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», 2010 г.;

2. Диплом общества памяти жертв ВОВ за активное участие в международном конкурсе работ на военно-патриотическую тему в патриотических акциях «Великой Победе – 65»  в рамках акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», 2010 г.;

3. Похвальный отзыв в научно-практической конференции «Великая Отечественная война в исторической памяти белорусского народа», 2010 г.;

4. Благодарность от редакции газеты «Переходный возраст» за цикл статей на тему «Великая Отечественная война в исторической памяти внуков и правнуков», 2010 г.;

5. Грамота за участие в конкурсе «Хроники Победы», проводимом газетой «Юный спасатель», 2010 г.;

6. Диплом 3-ей в международном конкурсе Союза писателей Беларуси в номинации «Историческая публицистика», 2010 г.;

7. Диплом 1-ой степени, 2 диплома 2-ой степени, диплом 3-ей степени Министерства образования в республиканском конкурсе «Живые голоса истории», 2010 г.;

8. Диплом Академии наук Беларуси за особые успехи в исторической научно исследовательской деятельности, проявленные в ходе IV международной научно-практической конференции «Великая Отечественная война в исторической памяти народа», 2011 г.;

9. Грамота Управления образования школьному Народному краеведческому музею «Пад стрэхамi продкаў» ГУО «Средняя школа №209 г. Минска», занявшему I место в районном смотре-конкурсе музеев, 2013 г.;

10. Диплом Комитета по образованию Совету школьного Народного краеведческого музея «Пад стрэхамi продкаў» ГУО «Средняя школа №209 г. Минска», занявшему I место в городском конкурсе «Документальный свидетель войны», 2013 г. и др.

Слайд 51.  Краеведческий музей в нашей школе - это не только музей в прямом смысле слова. Это место, где отражается часть нашей школьной жизни, сохраняются её традиции и история. Музей по праву стал культурно-просветительным и идеологическим центром школы, вокруг которого кипит деятельность: проводятся экскурсии, выставки, торжественные мероприятия, приглашаются ветераны войны и труда, родители, учащиеся и учителя других школ района, гости из других стран.

Слайд 52. Гости из Японии в книге отзывов так и написали: «Мы удивлены, с какой любовью ваши дети сохраняют историю своей страны».

Слайд 53. Наш музей хранит историю и устремлен в будущее.

Существует высказывание, что музей – это золотой запас человечества, а проще сказать – это та зримая связь, которая соединяет прошлое и настоящее, и если эта связь порвется, то тогда дикость, пошлость и невежество, которые не уважают прошлого и пресмыкаются только перед настоящим, возьмут верх в обществе.

Слайд 54. Ученица 11-го класса нашей школы,  про наш музей написала следующие строки:

Ты войдешь, и время остановится,

И часы начнут обратный ход.

В эти стены «завтра» не торопится,

И «вчера» отсюда не уйдёт.

Здесь живут эпохи, поколения,

Нравы, чувства, мысли, имена.

То, что стало здесь для нас мгновением

В давнем прошлом заняло века.

В этих стенах и твоя история,

Всё, что нужно помнить, уважать…

Верю, что пройдут десятилетия,

Правнук мой придёт сюда опять.

Слайд 55. Спасибо за внимание.

 

Фотоматериалы

  • 49
  • 50
  • 51
  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • 39
  • 40
  • 41
  • 42
  • 43
  • 44
  • 45
  • 46
  • 47
  • 48
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17-1
  • 17-2
  • 17-3
  • 17-4
  • 17-5
  • 18
  • 4-4
  • 4-5
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4-1
  • 4-2
  • 4-3