История и традиции - СШ 209 г.Минска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

История и традиции

Странички летописи

7 сентября 1992 года первые ученики пришли на первый урок в нашей школе. Кажется, будто вчера была торжественная  линейка и первые уроки в классах, пахнущих краской, а глядь – уже больше 2000 выпускников вышли из этих стен, почти два килограмма золота и серебра вынесли - больше 100 медалей. Надо бы дела дней минувших восстановить. Пока есть кому вспомнить, пока есть кому послушать, да  записать словеса старожилов.

Летопись

Не лепо ли ны бяшет, братие,  начяти старыми словесы трудных повестий…
«Слово о полку Игореве»

Ты спроси у стариков – с высоты годов виднее.
Сказывают старики поскладнее.
Олег Митяев.
Вначале было слово. Слово это оглашено было как указ по Управлению Образования Администрации района Московского града Минска. В указе том повелевалося Шушпан Ларису Васильевну назначить директором школы новостроящейся. Вот так на бумаге, и положили зачин созиданию средней школы № 209. Заканчивалася весна года 1992, в школах других готовилися  к экзаменам выпускным.

Первый оглашенный адрес 209-й школы был - Есенина улица, 87-й дом. Странно это выглядело, непостижимо для смертных. Ибо Есенина улица начиналась далеко отсель, рядом с местом, где Дзержинского проспект переходил в шоссе Брестское. Доходила сия улица до пересечения с улицей Космонавтов и на 22 доме обрывалась. А от этого 22 дома до сруба бетонного будущей школы 209 на несколько верст тянулася пустошь, и сады заброшенные сельца Малиновка. Проспект Известий боялся перейти через Белецкого улицу, и останавливался смиренно рядом с погостом деревенским. На перепутье будущем Известий проспекта и Есенина улицы еще коровки паслись из деревни Дворище, травку жевали да поглядывали на самобеглые повозки, проезжающие по дороге кольцевой, которую еще не заслоняли высотные терема. Веси были окрест, град Минск еще не доступил досель.

Провода троллейбусные доходили только до перепутья Рафиева улицы и Любимова проспекта. И не было ничего еще за этим перепутьем. Только далёко, за дорогой кольцевой, дымили трубы ТЭЦ-4, да недалече за оврагом возносились стрелы кранов, подобно журавлям колодезным. Там и рос град малый, Малиновка-4 нареченный. И не было туда пути иного, акромя пешего. В вёдро шли путники через овраг, мимо сиротских полосок-огородов, а в дождь и хмарь топтали дальнюю дорогу по асфальту до перепутья Рафиева и Есенина. А за этим перепутьем и асфальта не было – проселок разбитый, по которому только самосвалы пылили.

Школа новостроящаяся выглядела еще остовом голым, потому что небеса видны были прямо через щели между плитами бетонными. Не было веры, что сентября 1 дня школа сия должна принять учеников. Но веришь – не веришь, а работать надо. Надо было облечь плотью этот остов, вдохнуть жизнь в него. Стены возводилися, но это была малая толика дела многотрудного, главным же было другое - люди.

Подбиралися наставники многоопытные и искусные, сплачивалися дружиною единою. Дружина сколачивалася и укреплялася в заботах хозяйственных, в мытье бесконечном стекол оконных да полов заляпанных. А терема с многими поднебесьями тоже вокруг строились, уже приходили ученики в школу сию, сдавали бумаги свои и начинали помогать наставникам своим будущим.

Разрасталася школа стремительно, аки на дрожжах, и пора было приступать от строительства палат к обучению отроков. И вот сентября 7 дня состоялося построение торжественное. Как  и положено состоялося — с цветами, звоном малиновым приветственным и поздравлениями. Все, кто на праздник пришел, вольно уместилися в зале спортивном вдоль одной стены – 36 наставников, сотня неполная учеников да их родители. День этот отныне стал днем открытия школы не на бумаге уже, а в яви.

В тех же хоромах по Есенина улице в  87-м доме тогда открылася еще одна школа, за номером 207. Наставники ее также вносили лепту посильную в подготовке хором этих совместно с наставниками школы 209-й. Так и учили детей малых и средних всю четверть первую - с двумя вывесками над входом единым. О десну руку — одна школа, о шуйце — другая. А на каникулах осенних наставники школы нашей помощь оказывали в подготовке терема школы 207-й, ибо долг платежом красен. Но еще весь первый год учебы уроки гимнастики и атлетики заменялися работами разгрузочными, а труда уроки — составлением  и укреплением парт ученических, да вешалок для раздевания. Но, невзирая на тяготы житейские, сразу за открытием школы открылся школьный театр «Апельсин». И лицедеи из учеников давали представления презанятные. Начали мы заботы свои многотрудные как школа некомплектная, сиречь хромая. Классы насчитывали по и 8 и 15 отроков, а уж разрасталися они и даже делилися прямо в течении первого года учебного.

И был вечер, и было утро. И пришла за осенью зима, а за нею весна. И были экзамены в месяце июне и выпускной бал за ними. И были на балу этом выданы первые 11 аттестатов зрелости, и даже одна медаль серебряная. А терема жилые со многими поднебесьями вокруг школы продолжали возводиться и заселяться. Построили лекарские хоромы на горе рядом с перепутьем, а супротив школы нашей заложили новую станцию телефонную. Асфальтом покрыли часть проезжую Есенина улицы от перепутья с Рафиева и начали ее удлинять вслед за домами, что росли в сторону будущего Известий проспекта. Град наш малый, аки Вавилон, рос на глазах, отроки прибывали, грозя не вместиться в две школы. Года еще не прошло от основания нашей школы, а в лето года 1993-го наша школа стала приютом и колыбелью для следующей новостроящейся школы за номером 215. Возглавил ее наставник из нашей школы, и к новому году учебному (1993-1994) открылась третья школа опричь первых двух.

Вот так и образовалися все три школы малого града нашего, ограниченного улицами Слободской, Рафиева, Есенина и Известий проспектом.  Так и осталось в нем три школы. Наша, СШ-209 теперь имеет адрес Рафиева, 91, СШ-207 - Рафиева, 103 и СШ-215 - Слободская, 41. Все три, с места не сходя, переменили адреса, и улицы, и номера, на час созидания полученные. Но номера школ осталися теми же, никто ни в гимназию, ни в лицей не переименовался. Наша школа среди них - самая многолюдная, и самая древняя. А две остатние школы вышли из стен школы 209-й нашей.

И был вечер, и было утро. Во второй год от основания школы (1993-1994) в школе нашей занималось уже 549 учеников, и 11-х классов было уже два – 58 выпускников. Минуло еще два года, и в 1995-1996 учебном году – уже 1416 учеников в 52 классах – полк целый! А выпускников было в году том уже 64. Но не количеством отроков единым прирастала школа наша. На четвертом году от основания школа наша явила миру лик свой. И профиль у лика этого был физико-математический. Создавалися новые классы, да не простые, а дифференцированные да профильные по физике, математике, информатике, да словистике. В том же году появилися и первые серьезные успехи: победа на физической олимпиаде районной, на районном конкурсе научных работ по белорусской литературе, места призовые на районных и городских соревнованиях спортивных для учеников.

На шестом году от основания школы (1997-1998) собрались 18 юношей и девушек и образовали у себя первичную ячейку БПСМ (как тогда назывался этот союз). В  том  же году открылася в школе студия танца бального с гишпанским названием «Фиеста». И стали дети малые, там обучаемые, весьма искусны в плясках заморских.

На девятом году от основания школы (2000-2001) Лицей Белорусского Национального Технического Университета открыл в нашей школе лицейские классы. Тогда это были только 10 и 11 классы, а ныне ученики начиная с 8-го и по 11 класс занимаются по программе БНТУ.

С четверти второй года первого в школе нашей заработал класс машин бесовских вычислительных (компьютерами реченных) – 12 компьютеров «Корвет» с мониторами черно-белыми «Электроника». И класс этот класс проработал лет, до года 2000-го.Тогда сменил его другой класс, с компьютерами IBM-совместимыми, с процессорами сверхбыстрыми PentiumIII, с мониторами Samtron. А между собой объединялися они в сеть шлейфом кабелем коаксиальным, от помех экранированным. А через три лета, недавно совсем, добавился еще один класс компьютерный, где машины вычислительные в сеть соединены парами сильно завитыми по схеме звезды.

И был вечер и было утро…
Так мы учили детей, создавали школу, создавали традиции. Приходили и уходили ученики. Приходили за ручку с мамами и смотрели на учителей снизу, уходили с аттестатом и смотрели уже сверху. Учителя  набирались опыта, и старели, и уходили, на смену им приходили новые. В некоторые годы в нашей школе было более 2000 учеников, до 150 учителей. Теперь в школе работают 100 учителей,  учеников у нас сейчас немало - 1024. А история продолжает твориться, а летопись продолжает  писаться...